Всеохватывающая хрестоматия

Всеохватывающая хрестоматияЛетопись „Хэдон ёкса”, начатая в первые годы XIX в., была завершена после смерти Хан Чхиюна и издана в 1823 г. Используя в основном сведения из иностранных источников, Хан Чхиюн попытался объективно взглянуть на историю своей страны. Он создал всеохватывающую хрестоматию по истории Кореи, в которой обобщались материалы 523 китайских и 22 японских летописей, географических описаний и других сочинений. В „Хэдон ёкса” подробно описаны различные стороны общественно-политической жизни страны, культуры и быта корейского населения с древнейших времен до конца XIV в. . Стремясь к объективному освещению фактов, автор, подобно Ли Гынъику, воздержался от всяких комментариев по поводу излагаемых событий, не высказал он и взглядов на исторический процесс в целом — даже предисловие к книге написал ученый-сирхак Лю Дыккон. При определении преемственности государств и последовательности отельных царствований Хан Чхиюн в отличие от Ли Ика и от Ан Чонбока не разделял их на легитимные и нелегитимные, поэтому в разделе истории Древнего Чосона упомянуты и Тангун, и Ки Джа, и Ви Маи, причем последний не характеризуется как „узурпатор”. История Трех государств изложена в той же последовательности, что и у современных историков. В „Хэдон ёкса” тексты иностранных источников сравниваются с данными корейских исторических произведений, критика источников совершенно отсутствует. Несмотря на последний недостаток, обширность привлеченного фактического материала, его объективное освещение, оригинальная манера изложения, новый подход к проблеме легитимной преемственности делают этот труд не только ценнейшим источником по изучению истории Кореи, но и важным памятником корейской историографии.

Хван Вонгу также отмечает, что каждый из трех рассмотренных историков-сирхаков не только противостоит „официальному” историописанию своего времени, но и открывает своим критическим и реалистическим подходом новое направление в развитии корейской историографии. Если в „Тонса канмок”, по его мнению, систематизируется изложение национальной истории, то „Ёльлёсиль кисуль” и „Хэдон ёкса” значительно расширяют документальную, источниковедческую базу для изучения Различных ее сторон — истории не только политической, но и социальнокультурной. Таким образом, согласно Хван Вонгу, корейской историографии XVIII в. коснулся общий подъем просветительской общественной мысли, происходивший в то время также в Китае и в Япония.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: