Тургеневский реализм

Тургеневский реализмС аварэ связан принцип макото — истинности, правдивости. Если аварэ — это красота самой жизни, реальности, то требование макото — правдивости закономерно и необходимо: коль скоро прекрасное содержится в самой реальности, нет надобности приукрашивать ее. Тургеневский реализм оказался близок этому требованию японской эстетики. Писатель, которому свойственно «списывать» с природы, а не предаваться художественному вымыслу,— таким видели Тургенева соотечественники. Он, певец природы, «никогда не старается изображать ее только в поэтических видах, но берет ее так, как она ему представляется. Его картины всегда верны»,— отмечал В. Г. Белинский.

Принцип макото, отождествляемый с требованием реалистичности, определяет и способ изображения: в текучем, незафиксированном мире чаще встречаются полутона, события переходят одно в другое, не имея ясно очерченных пространственно-временных границ. Принцип реалистичности в «Трех встречах» осуществляется с предельной мерой возможного: идет ли речь о неярком русском крае, или о роскошной благоухающей светлой итальянской ночи, о полузаброшенной барской усадьбе, или маскараде в Дворянском собрании «с пискливыми домино с подозрительными кружевами и несвежими перчатками». Эффект достоверности достигается и ненавязчивостью авторского участия в событиях, и незаметностью отбора, и непреднамеренностью, разом — кнутостью композиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: