Развитие техники и военного дела

Развитие техники и военного делаСреди историков-саримов особое место занимал Ли Хирён. Наряду с проповедью чжусианской ортодоксии он считал важным изучение социально-политического строя Кореи, уровня развития техники и военного дела. Согласно Хан Енъу, Ли Хирён по-новому понял культуру и политику Древнего Чосона, основанного Тангуном, отрицал преемственность между Чосоном Ки Джа и Маханом. Он считал Когурё гегемоном эпохи Трех государств, причем основное внимание при освещении истории Когурё главенствующую роль отвел не апологетам конфуцианской морали, не приверженцам „садэджуый”, а крупным государственным деятелям, самоотверженно боровшимся с захватчиками, способствовавшим укреплению могущества страны. Эту позицию Ли Хирёна в историографии Хан Ёнъу объясняет как его происхождением, так и его, личным стремлением противостоять консервативным тенденциям в исторических воззрениях саримов” . В этом отношении Ли Хирён был прямым предшественником тех ученых, которые начиная со второй половины XVI в. активно выступали против морализаторства и фальсификаций конфуцианских историографов.

Если положительная роль историографии саримов сводилась к критике злоупотреблений „заслуженных и старых”, то их консерватизм и реакционность вполне выявились после прихода саримов к власти в Сеуле. Острые противоречия в рядах этой группировки привели к ее расколу на „восточников” и „западников” , чьи междоусобицы впоследствии воспрепятствовали подготовке страны к отражению японского, а затем и маньчжурского вторжений. Критика лицемерного морализаторства историографов-саримов, отстаивавших „садэджуый” и лишавших корейскую историю ее самобытности, усилилась после победоносного завершения Имджинской войны против японских захватчиков. Критическое отношение к саримам разделяли как деятели оппозиционных придворных клик, так и люди, не примыкавшие к ним. Упомянем, например, историков Лим Дже, Чон Ёрипа, Хо Гюна, Хан Бзккёма, Ли Джихама, разоблачавших несостоятельность „садэджуый” и догм чжусианства. Критика отдельных аспектов неокоифуцианства не означала, правда, преодоления чжусиан — ского идейного засилья в корейской феодальной историографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: