Составители летописи

Составители летописиХарактеризуя сущность исторической концепции „Корё са”, одщ из современных южнокорейских исследователей этого памятника, Ли Гибэк, применяет термин „этический рационализм” . Сле] дуя этому принципу, составители летописи придают фактам исторн, ческого прошлого нравоучительный смысл: „Исторические прецедентц в их интерпретации позволяют отличать добро от зла, помогают в делах правления, а процветание или гибель государства являются пример ром или предостережением на будущее” . Свое отношу ние к излагаемым фактам составители „Корё са” выражают, соответствующим образом группируя собранный материал. Авторское кредо! высказывается также в кратких вводных комментариях к отдельны^ частям летописи. Так, раздел „Коварные слуги” открывается следую^ щим предисловием: „Хотя и прежде не было недостатка в коварных слугах, но, если только государь ясно различал их зловредные свойства и твердо противостоял им, не могли строить козни. Но если государь хоть раз попадал в их западню, то редко случалось, чтобы он не подвергался смертельной опасности. А в Корё со времен Инджона непрерывно появлялись коварные слуги, которые, орудуя похищенным скипетром, терзал^ народ и толкали страну к гибели. дела могут служит^ предостережением для последующих поколений, поэтому мы и составили биографии коварных сановников” . Иллюстрируй историческими примерами догмы конфуцианства, всемерно утверждая его определяющее значение, авторы „Корё са”, по мнению Ли Ги-| бэка, полностью пренебрегли буддизмом, его ролью в истории государства Корё, не сочтя нужным посвятить этому вероучению специальный раздел. Исходя из заданной установки — обосновать неизбежность ши дения правящего дома Корё и воцарения новой династии Ли, авторц „Корё са” подвергали критике политические, экономические и идеолог гические устои государства Корё, особенно в последние десятилетия его существования. Хотя объединение страны Ван Гоном, политика централизации государственной власти, которой следовали его ближайшие преемники, безоговорочно одобряются, столь же безоговорочно осуждаются все тенденции последующего развития Корё. Так, составители „Корё са” живописуют постепенное возрастание бремени повинностей и налогов, повальное бегство государственных крестьян, бросавших наделы ради „покровительства” земельных магнатов. „Законы предков пришли в упадок, государство слабело и пришло к гибели”, — заключают авторы „Корё са” . Осуждение земельных магнатов в „Корё са”, по мнению Ли Гибзка, отражает позицию мелких и средних землевладельцев, из которых рекрутировалось служилое сословие, кровно заинтересованное в укреплении централизованного государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: