Несостоятельность любой периодизации

Несостоятельность любой периодизацииДоказывая несостоятельность любой периодизации, один из авторов „Истории Кореи”, Ли Санбэк, ссылается на несовпадение во времени важных перемен в политической, социальной и культурной жизни. „Что же должно стать критерием периодизации! — восклицает ученый. — Если в одном случае за ее основу берется политическое положение, в другом — перемены в принципах организации общества, а в третьем — состояние культуры, то разве не очевидна, в таком случае, бессмысленность всякой периодизации?” . Разумеется, Ли Санбэк a priori отвергает такой решающий критерий, как социально-экономические формации, смена которых является стержнем объективно развивающегося исторического процесса. Собственно, доводы Ли Санбэка свидетельствуют скорее именно против принятой авторами „Истории Кореи” периодизации прошлого страны. Например, начальный рубеж новой истории избран совершенно произвольно. Ведь в конце XIV в. не могло быть и речи о каких-то элементах капитализма. Этот ученый, впрочем, сам сознает надуманность предложенной им схемы и извиняется перед читателями за предложенную их вниманию „смесь традиционной китайской династийной периодизации с современными западноевропейскими моделями” .

Уточним, правда, что авторы,.Истории Кореи” прибегают и к более дробной периодизации. Эпоху средневековья они подразделяют на 6 периодов, а „новое время” — на 5 периодов. Разумеется, временные рамки и в данном случае определяются событиями исключительно политической истории. Сходным образом аргументируется южнокорейскими историками и выделение „новейшей истории” в качестве особого периода. Этот рубеж связан с началом регентства Ли Хаына в 1864 г., которое, по мнению авторов,.Истории Кореи”, „стало важнейшим этапом утверждения национального государства. Несмотря на проводившуюся тэвонгуном узколобую политику изоляции страны и совершенное непонимание международных отношений и положения во всем мире, его реформаторская деятельность все же имела некоторые современные черты и оставила глубокие следы во всех областях государственного управления. Власть тзвонгуна можно даже рассматривать как форму современной диктатуры” . Остается, разумеется, неясной классовая сущность этой диктатуры. Что же касается „современного” периода, то его начальным рубежом авторы „Истории Кореи” произвольно избрали начало крестьянской войны 1894 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: