Феодальная историография

Феодальная историографияФеодальная историография XV в. характеризовалась полным преобладанием сочинений официальных историков нз числа высших государственных чиновников. Основная идея официальной историографии раннего периода династии Ли сводилась к оправданию и увековечению, сложившейся сословной организации общества, возвеличению централизованного государства, основанного на неоконфуцианския принципах. Одной из основополагающих внешнеполитических кощ цепцнй официальной историографии оставался принцип „садэджуый”, освящавший приниженное, вассальное положение Кореи по отношению к Минской и Цинской империям. Но и в рамках господствующей нео — конфуцианской идеологии при оценке конкретных исторических событий между историографами нередко возникали острые разногласия, обусловленные складывавшейся в каждый данный момент политической ситуацией 4. Естественно, эти разногласия сказывались на содержании официальных исторических хроник.

Процесс составления и издания различных вариантов истории Корё вплоть до выхода в свет „Корё са” проследил Ли Гибэк, который также дал характеристику этого важнейшего памятника официальной историографии династии Ли. Упомянутый процесс прошел пять стадий. Первый вариант, работа над которым велась в 1392 — 1395 гг., назывался „Корё кукса”. Его создали Чон Доджон и Чон Чхон, принадлежавшие к группировке Хунгу и занимавшие ведущее положение при дворе вана-основатепя Тхэджо. Отмечая, что работа над этим сочинением началась сразу после воцарения Тхэджо, южнокорейский историк Чон Губок причину этого усматривает в намерении организаторов переворота „историографическими методами оправдать падение Корё и установление династии Ли и заставить всех недовольных примириться со свершившимся фактом” . Однако содержание и направленность „Корё кукса” не устраивало наследников Тхэджо — ванов ТхэДжона и Седжона.

Ван Тхэджон занял престол после устранения придворной группировки Чон Доджона, поддерживавшей сЫна Тхэджо от второй жены, соперника нового вана. Тхэ джон, разумеется, не мог одобрить „Корё кукса”, составитель которой во враждебном ему духе интерпретировал события недавнего прошлого. В указе 1414 г. об исправлении „Корё кукса”, адресованном Ха Рюну, Тхэджон утверждал, будто данные этой хроники „не соответствуют действительности, особенно при описании деяний Тхэджо”. По мнению Ли Гибэка, особое недовольство Тхэджона вызвало стремление Чон Доджона возвеличивать не столько основателя династии Ли, сколько самого себя и лиц его окружения — представителей служилого сословия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: