Китайская архитектура

Китайская архитектураНесколько раньше Европу захлестнула волна поверхностного подражания китайской архитектуре, живописи, садово-парковому искусству, которое породило вычурный псевдокитайский стиль. Поначалу Япония тоже входила в европейский обиход главным образом благодаря своим экзотическим атрибутам — на полотнах Фантена и Уистлера персонажи появлялись одетые в кимоно или на фоне японских вееров, ширм, масок.

Но художники не остановились на этом. Сама суть японского искусства импонировала творческим исканиям европейских художников второй половины XIX в. Они постигали эстетические основы и усваивали приемы изобразительной техники японского искусства.

Японцы подсказывали возможность иного взгляда на мир — не у них ли подсмотрел Клод Моне свое «пейзажное восприятие» действительности, где человек из центральной фигуры мироздания стал частицей природы?

Японцы показывали пример несбалансированной композиции, это сулило избавление от академического канона, предвосхищало смелую асимметрию Эдуарда Мане, острые ракурсы Дега.

Сама идея серий Клода Моне «Стога сена» и «Руанские соборы» дать один и тот же сюжет в разное время суток, при различном освещении кажется навеянной «Видами Фудзи» Хокусая.

«Гогена поражает в японском искусстве оригинальность, естественная выразительность композиции, повышенная линейная декоративность, свобода в обращении с крупными поверхностями, цветовая гармония и вместе с тем пренебрежение к светотени и перспективе, а также стилизованность» .

Мятежный Ван Гог признавался: «Вся моя работа в значительной мере строится па японцах»; сетовал: «Мы слишком мало знаем японское искусство»; утверждал: «Японское искусство — это вроде примитивов греков, наших старых голландцев — Рембрандта, Поттера, Остаде, Рейнсдаля: оно пребудет всегда».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: